Все новости
Архив новостей
Конкурс прогнозов - Суперлига 2023/24
Лидеры
1. saniok6
173
2. djapar455260
159
3. Крапива Лидер 13 тура
158
4. kristal88
157
4. хаха1 Лидер 1 тура Лидер 4 тура
157
Перейти к конкурсу
��������...
Суперлига, Фаза 2, 3-й тур
30.03, 17:00 Зимбру - ФК Бэлць
31.03, 16:00 Петрокуб - Дачия Буюкань
31.03, 18:00 Милсами - Шериф
Технический директор FMF Сергей Бутельский: "Основная задача Стратегии – выстраивание жизнеспособной и долгосрочной футбольной экосистемы". Узнали много интересных вещей, о которых знают немногие
07 января 2021, четверг

Технический директор FMF Сергей Бутельский: "Основная задача Стратегии – выстраивание жизнеспособной и долгосрочной футбольной экосистемы". Узнали много интересных вещей, о которых знают немногие Портал Moldfootball.com пообщался с Сергеем Бутельским, который с октября 2018 года является техническим директором FMF, и который рассказал нам много интересных вещей, о которых знают немногие.

Как распределяются средства, получаемые от ФИФА и УЕФА, кем и как составлялась Стратегия развития 2020/24, как строятся искусственные мини-поля и поля стандартных размеров и почему некоторые из них в плохом состоянии, почему Федерация связывает большие надежды с развитием спортклассов именно в регионах и все ли гладко с этим проектом, зачем нам женский футбол и какие вопросы предстоит решить при создании Академий.

- Расскажите прежде всего, что такое департамент технического развития FMF и чем он занимается?

- Департамент Технического развития занимается различными направлениями по развитию и продвижению футбола в стране. Это означает, что все проекты по развитию находятся в ведении технического департамента – от массового до элитного футбола. В наши задачи входит разработка и внедрение программ и проектов развития футбола, подбор необходимых способов достижения задач в соответствии с нашей стратегией, распределение и оптимальное расходование средств на них.

- Кстати, финансовые средства в FMF поступают от ФИФА и УЕФА. А кто именно решает, как и куда будут направлены эти средства?

- Средства, получаемые любой Федерацией, являющейся членом ФИФА или УЕФА, выделяются в соответствии с определенным регламентом, который опубликован в общем доступе на сайте ФИФА и УЕФА. Согласно этому регламенту, средства в Федерацию приходят под определенные направления развития или под конкретные проекты. Другими словами, например, есть Школа тренеров, и на ее деятельность Федерации выделяется определенная сумма на год. Школа, в свою очередь, должна в рамках этого бюджета запланировать свою годовую деятельность и разработать программу обучения, отправить ее в УЕФА, и, если эксперты оценят ее соответствующей требованиям, бюджет принимается. Или развитие женского футбола. Или детско-юношеского. Мы детально указываем описание, бюджет и сроки какого-либо проекта или направления, и эта информация потом изучается нашим координатором в УЕФА. Затем идет положительный или отрицательный ответ.

Среди глобальных направлений можно выделить массовый и детской-юношеский футбол, женский футбол, инфраструктуру, элитный юношеский футбол, маркетинг и так далее.

- Получается, вы не можете взять средства с одного направления и потратить их на другое?

- В соответствии с действующим сегодня регламентом программ финансирования, у нас нет на это права. Возможно, в будущем Федерациям разрешат в рамках своей стратегии развития перераспределять средства, выделяемые на то или иное направление, но окончательное решение все равно останется за международной структурой.

Надо помнить, что все выделяемые федерациям средства внимательно изучаются и отслеживаются как в УЕФА, так и в ФИФА. Контроль идет постоянно, а в конце года обязательным является отчет. Плюс, обе организации каждый год высылают своих аудиторов, которые на местах проверяют, насколько целевым было использование полученных средств.

- А федерации сами могут предлагать какие-то проекты и просить под них финансирование?

- Да, существуют определенные проектные фонды. Например, у ФИФА есть такой алгоритм, что каждая Федерация может получить дополнительные средства, если разработает какой-либо проект, который ФИФА посчитает интересным. Они подключают своих экспертов, которые приезжают на место и оценивают релевантность и целесообразность предложенного проекта. Затем он выносится на рассмотрение на комитет ФИФА, и только в случае положительного решения выделяется тот самый резервный бюджет.

Самый свежий пример это – строительство Арены для пляжного футбола. FMF взяла на себя порядка 20% стоимости проекта, а остальные 80% были получены от ФИФА конкретно для этой цели. Кто-то пытался критиковать FMF, мол, лучше бы эти деньги отдали бы на что-то другое. Но, как я говорил ранее, невозможно взять финансы под один проект, а потратить на другой.

Это ведь уникальный проект, пляжных стадионов такого калибра в нашем регионе нет, и ФИФА посчитала, что будет интересно воплотить это в Молдове и проводить именно в нашей стране международные турниры различного масштаба. Если бы не пандемия, на открытие нашего стадиона приехал бы президент ФИФА Джанни Инфантино, что говорит о важности этого проекта не только для Молдовы, но и для ФИФА.

Стратегия – это определенная дорожная карта, это документ, которого мы обязательно будем придерживаться в последующие годы. Но, как и любой проект, это не что-то закостенелое – это живой организм, который эволюционирует, претерпевает определенные изменения.
- Недавно FMF презентовала Стратегию развития 2020/24. Большая часть футбольного сообщества позитивно высказывается о тех реформах, которые затеяла Федерация футбола, при этом отмечая, что результатов придется подождать. Но как можно быть уверенными, что она сработает, что не получится так, что пройдет 7-8 лет и мы поймем, что ничего не вышло и время потрачено зря?

- Презентовали мы стратегию недавно - да, но готова она была еще в первой половине года. Мы хотели ее подробно представить еще на конгрессе в апреле, также должны были приехать эксперты УЕФА, участвовавшие в ее разработке, но из-за пандемии не получилось.

Стратегия – это определенная дорожная карта, это документ, которого мы обязательно будем придерживаться в последующие годы. Но, как и любой проект, это не что-то закостенелое – это живой организм, который эволюционирует, претерпевает определенные изменения. Для выполнения задач стратегии был разработан детальный план её внедрения с установленными сроками и контрольными точками. Это количественные и качественные показатели, своего рода индикаторы, отслеживая которые мы сможем вовремя определять эффективность и правильность выбранного нами направления. Конечно, в случае появления непредвиденных ситуаций таких, например, как коронавирус, мы вынуждены будем делать коррекцию.

Основная задача в рамках этой стратегии – выстраивание жизнеспособной и долгосрочной футбольной экосистемы, некой пирамиды. Если мы реализуем все задуманное, уверен, положительный результат не заставит себя ждать.

В основании стратегической пирамиды лежит массовый футбол, он же Grassroots. Это футбол для удовольствия. Все, что делается участником футбольного процесса для удовольствия, можно отнести к массовому футболу. Сюда, конечно же, входит и детско-юношеский футбол – одно из ключевых направлений Стратегии. Эту часть пирамиды необходимо сделать как можно более крепкой и основательной, параллельно с ней выстраивая и всю вертикаль. Только когда вся система будет построена, мы сможем рассчитывать на определенные закономерные результаты, которые обязательно придут.

- Кто участвовал в разработке этой стратегии?

- Важно отметить, что процесс ее написания шел снизу вверх. Мы опросили все футбольное сообщество об имеющихся проблемах и о том, как люди на местах видят способы их решения. При Федерации была организована рабочая группа, которая состояла из представителей различных департаментов FMF: от технического, который непосредственно занимается развитием футбола, до финансового и юридического. В процессе работы этой группы были идентифицированы и сформулированы Видение, Миссия Федерации и ее Ценности. Затем были организованы региональные семинары, куда были приглашены представители местных органов власти, образования, спорта так далее. Это помогло узнать, какие проблемы есть в конкретных регионах. Все это было сделано с участием экспертов УЕФА, которые неоднократно приезжали в Молдову и ездили с нами по регионам – в Окницу, в Приднестровье, в Авдарму и так далее.

Также вы знаете, что компанией Nielsen в прошлом году по заказу FMF было проведено масштабное исследование молдавского футбола, которое очень многое нам позволило понять на основе конкретных цифр и фактов, а не просто субъективного представления.

Полученный материал был систематизирован, и мы получили так называемый SWOT-анализ, в котором были отражены сильные и слабые стороны нашего футбола, а также какие для него есть угрозы и возможности развития. Результатом этого стал черновой вариант стратегии, который еще в ноябре 2019 года был представлен для публичного обсуждения всем членам молдавского футбольного сообщества. Затем документ был развит с учетом полученных предложений, детализирован, что и вылилось в итоговый документ. Можно без преувеличения сказать, что в нем учтено мнение всех тех, кто является частью молдавского футбола.
Что касается уроков футбола: мы немного опередили тренд, который сейчас активно продвигается УЕФА и ФИФА.
- В Стратегии прямо указано, что основной акцент сделан на детском футболе. В рамках этого направления, в этом году были введены уроки футбола в общеобразовательных школах и открытие спецклассов. Уроки футбола – это расчет на массовость и привлечение детей в футбол, а спецклассы – это уже движение в профессиональное направление, так?

- Что касается уроков футбола: мы немного опередили тренд, который сейчас активно продвигается УЕФА и ФИФА. Мы начали заниматься этим раньше - и не потому, что мы самые умные, а потому, что вместе с экспертами мы проанализировали ситуацию и поняли, что у нас очень большой потенциал именно в школах. Цель уроков футбола – не сделать, во что бы то не стало, детей футболистами. Этим мы решаем сразу несколько задач.

Первая – рассказать и показать детям, что такое футбол, постараться увлечь их футболом. Куррикулум был составлен таким образом, что в этих уроках сохранены все модули обыкновенной физкультуры, которую мы просто вывели на новый уровень, добавив туда футбольный мяч. В рамках проекта мы даем детям инвентарь, и им интереснее становится заниматься физкультурой. Мы показываем, что есть не только диван с телефоном или приставкой в руках, но и игры с мячом – это приобщение детей к движению.

Второе – определенный процент детей, открыв для себя футбол, попросит - и это уже происходит - родителей записать их в футбольную секцию или спецкласс. Тут уже мы увеличиваем количество детей, занимающихся футболом, которые в последующем могут стать потенциальным материалом для селекции, и часть из них при должном отношении к делу станет футболистами.



Третье – заразив их футболом, мы растим в них футбольных болельщиков, которые в будущем будут ходить на стадионы, приобщать к футболу членов своих семей, а может даже работать в футболе или инвестировать в футбол. То есть мы растим всех членов большого сообщества футбола.

Спортивные классы – уже более направленный на качество процесс. Речь еще не идет об элитном футболе, но это уже определенная специализация. Эти формирования в будущем дадут нам материал для сборных и региональных центров подготовки, где работа должна вестись уже в направлении профессионального футбола.

- Уроки футбола – это любительский уровень, и там достаточно учителя физкультуры, который прошел соответствующую подготовку. Если говорить о спортклассах, то мы подходим к одной из ключевых проблем футбола – кто будет тренировать в них?

-
Иногда приходится слышать нелепые домыслы, что в спецклассах будут работать учителя физкультуры, но, разумеется, это не так. Чтобы попасть в проект специализированных классов, надо пройти определенный жесткий контроль, и наличие лицензии тренера – один из главных критериев. Также учебному заведению помимо образовательного процесса, заручившись поддержкой органов местной власти, необходимо обеспечить спортсменов двухразовым питание, а вклад FMF помимо спортинвентаря и улучшения инфраструктуры – подготовка тренерских кадров. Тренер должен обладать, как минимум, лицензией С, и в дальнейшем федерация предоставляет ему возможность повысить уровень своей квалификации в рамках Федеральной школы тренеров.

- Это тренеры с такой же квалификацией, как в спортивных школах или футбольных академиях?

- Да, разумеется. Лицензия С позволяет работать в детско-юношеском футболе, так что эти тренеры спокойно могут работать в частных академиях или государственных школах, при наличии, конечно, высшего образования.

- С трудом верится, что вы запустили уроки футбола и открыли спецклассы - и сразу у вас все пошло хорошо…

- Начиная любой большой проект, сразу все отлично и не может пойти – надо сначала поставить все процессы на рельсы.

С уроками футбола больших проблем нет, потому что для учителей были организованы семинары и им был выдан методический материал. В процессе своей работы они все время на связи с нашими координаторами, получая любую помощь. Из-за пандемии мы в этом году провели около 4-5 семинаров онлайн, стараясь держать связь с нашими учителями.

Что касается спортклассов, то тут есть вопросы, которые надо решать, и пока не везде все процессы налажены. Если, например, в школе со спецклассом в Сипотенах, Кэлэрашский район, у нас практически не возникает вопросов, то в некоторых других школах есть нюансы по питанию, инфраструктуре и тренировочному процессу.

Для каждой школы-участницы проекта определены конкретные критерии, и если учреждение им не соответствует, то участником проекта она быть не может. Самые основные из них, конечно, двухразовое питание, наличие лицензированного тренера, возможность проведения селекции, и желание детей и родителей. Наши координаторы все время отслеживают ход обучения, и если мы видим, что заведение не соответствует критериям, мы обязательно вносим коррективы. Если же и это не поможет, то мы первыми приложим усилия для того, чтобы в данной школе наш проект был завершен.
Но нас больше интересует не столица, где и так есть немало возможностей заниматься футболом. Мы огромные ожидания связываем с развитием футбола в регионах
- Даже если количество школ со спецклассами уменьшится?

- Качество важнее, и мы не гонимся за количеством. Да, у нас есть цель, чтобы в каждом районе со временем было хотя бы одно учебное заведение, где была бы выстроена такая линейка классов с 5-го по 9-й. Но смысл не в том, чтобы просто открыть классы для галочки или для количества.

- Сколько школ со спецклассами вы хотели бы открыть? И в какие сроки?

- Пандемия внесла свои коррективы, и в этом году мы открыли три класса, хотя по заявкам должны были открыть около 10-12 классов. Например, в Оргееве класс еще не открылся, хотя они подписали индивидуальный план обучения. В условиях ковида им было тяжело выстроить даже общий образовательный процесс, плюс, они немного не успели с инфраструктурой. Кроме того, в Кишиневе при поддержке местных властей были отобраны 6 лицеев, в которых отстраивается необходимая инфраструктура, что даст им возможность участвовать в этом проекте.

Но нас больше интересует не столица, где и так есть немало возможностей заниматься футболом. Важнее развитие этого проекта в регионах. Во-первых, в регионах не так много развлечений, каких-то соблазнов, других секций, и соответственно наличие спецклассов там будет востребовано и родителями, и детьми. Представьте с точки зрения родителя: их ребенок весь день под присмотром, дважды в день питается, учится, занимается спортом – и все это бесплатно. Во-вторых, в регионах мы теряем много детей в возрасте от 13 лет, которых уходят из футбола, потому что у них нет возможностей и перспектив для роста, нет качественной инфраструктуры и так далее. Поэтому мы огромные ожидания связываем с развитием футбола в регионах.

- Значит в каждом районе Молдовы должна появиться, минимум, одна школа со спортклассами?

- Да, но район району рознь, нельзя сравнивать, например, Новоаненский и Бессарабский районы, которые отличаются даже по количеству проживающих там людей. Везде нужен индивидуальный подход. Мы изначально рассматриваем школы, в которых учится от 500 детей и больше, и где есть не меньше двух пятых классов в параллели, чтобы можно было провести селекцию.

- Родители могут переводить своих детей в те школы, где уже есть спецклассы?

- Совершенно верно. В принципе, модель не нова и взята с того же Советского Союза, где нередко спорткласс формировался на базе определенной команды. Есть, условно говоря, школа футбола, и там учатся 20 мальчишек – у них есть команда, есть тренер. Наша задача заключается в том, чтобы собрать их в одном классе, чтобы они могли несколько раз в день тренироваться и два раза питаться, тем самым существенно повышая свой уровень. Мы им даем экипировку и обеспечиваем их качественным тренировочным процессом. В районах это выполнимо, потому что райцентры не особо большие. Важно при этом, чтобы в школе был качественный общеобразовательный процесс - родители понимают, что ребенок может и не стать футболистом, но получить хорошее образование он должен.

- Все эти школы должны иметь в распоряжении поле стандартных размеров?

- В идеале нам бы этого хотелось. Общеизвестно, что построенная еще при СССР школьная спортивная инфраструктура сегодня находится в удручающем состоянии. FMF в рамках этого проекта приходит на помощь, и вместе с местными властями – если у тех есть возможность и желание – создает либо ремонтирует инфраструктуру. То есть, если власти готовы сделать суб-базу под искусственное поле натуральных размеров, то Федерация предоставляет ковер бесплатно.

Но школьная территория, к сожалению, не везде позволяет разместить поле стандартных размеров. Сейчас очень распространен размер 60х40 метров, который хорошо себя зарекомендовал. Такие размеры применяются и в Амолиге, где взрослые футболисты играют 6 на 6, а дети в этом случае могут играть 7 на 7 или 8 на 8. Для тренировок школьного спецкласса этого достаточно.

Многое зависит от возможностей местных властей, потому что обустройство поля стоит определенных денег. Так что мы уже подходим в каждой ситуации индивидуально, стараясь выжать из нее максимум и создать оптимальные условия для тренировочного процесса.

- Следующий этап – создание академий с возможностью учиться и проживать там?

- Можно называть это академиями или региональными центрам подготовки, что, в принципе, одно и то же. Это сложный вопрос, потому что Федерация не имеет возможности самостоятельно нести всю финансовую и административную ответственность за такую академию. В силах FMF – привлечь внешних партнеров с целью получения средств на создание инфраструктуры, но ежедневное содержание подобного учреждения невозможно без помощи властей. Это и педагоги, и питание, и проживание, и контроль за детьми во внеучебное время и все остальное.

Во-вторых, есть еще множество вопросов, которые нуждаются в дополнительном изучении, к примеру откуда будут эти дети – будут они из клубов или каких-то академий? То есть, они, скажем, 5 дней живут в нашем региональном центре, а на выходные возвращаются и играют в чемпионате за свой клуб? Или они играют отдельной командой? Важно также решить, кому эти дети будут принадлежать по окончанию обучения. Многие вопросы еще требуют детальной проработки – и юридические, и организационные. Например, даже вызов этих детей в сборные может вызывать сомнения в плане объективности… Эти вопросы надо решать вместе с нашим футбольным сообществом, найдя оптимальный вариант.

Мне довелось побывать в Дохе, где существует знаменитая катарская спорт-академия Aspire – одна из лучших в мире по инфраструктуре и организации. И этот вопрос они решают очень легко: на законодательном уровне закреплено, что все футбольные академии Катара отпускают любого своего воспитанника с понедельника по пятницу в академию Aspire, но в субботу-воскресение он играет за родную команду. Когда изучался такой вариант у нас, мнения разделились. Кто-то был согласен, а другие тренеры задают резонный вопрос, - как я поставлю этого игрока в состав, если я его 5 дней не видел, и потом, это несправедливо к какому-то мальчику, который хорошо тренируется всю неделю, а играет другой.

Все эти детали еще необходимо проработать, но в любом случае в планах нашей Стратегии уже заложено будущее открытие таких центров подготовки. В этом направлении уже было сделано несколько шагов. Так, примар Кишинева Ион Чебан передал этот проект спорт-лицею №2, на базе которого мы бы хотели создать подобный региональный центр и собрать там детей из столицы и пригородов.

- Зачем FMF нужен женский футбол? Почему одно из направлений Стратегии – его развитие?

- Женский футбол – это сегодня тренд в мировом футболе. Он является одним из главных направлений развития как в ФИФА, так и в УЕФА. В нашем случае, это некий инструмент, помогающий добиться цели – популяризации футбола. Мужской футбол в мире дошел, если можно так сказать, до некоторого пика своего развития – развиваться есть куда, но прибавление идет маленькими шажками.

У женского же футбола есть большой потенциал для роста. И тут есть еще один важный момент, если мы говорим о популяризации футбола. Кто играет в женский футбол? Потенциальные матери, а мы знаем, что мама в судьбе ребенка играет главную роль. Соответственно, если мама любит футбол и увлечена им, велика вероятность того, что она и ребенку передаст эту увлеченность. Мы убиваем несколько зайцев сразу. Футбол в Молдове требует к себе большого внимания и ему нужен особый подход. Низкий поклон людям, которым сегодня развивают в нашей стране женский футбол, потому что это очень нелегко.

- Что там за история с якобы не розданными 500 000 долларов от ФИФА клубам из женского футбола?

- Начну с того, что Ассоциация женского футбола с 2012 года практически прекратила свою деятельность. Всех подробностей не знаю, но знаю, что руководители ассоциации долгое время выясняли свои отношения через судебные инстанции и как часто бывает, практически погрязли в этом. Всю ответственность за развитие и организацию соревнований в женском футболе несла FMF.

Летом там состоялись выборы нового президента, который в качестве предвыборных обещаний утверждал, что Ассоциации женского футбола полагается 500 000 долларов на борьбу с коронавирусом от ФИФА. Однако, в регламенте RELIEF плана ФИФА, согласно которого были выделены эти средства, черным по белому написано, что ФИФА эти деньги выделяет своим членам, то есть национальным федерациям, для смягчения последствий от ковида, обеспечения мер безопасности и защиты футбола от ковида. Ассоциации женского футбола никогда не являлась и не будет являться членом ФИФА, и соответственно, получить их в обход FMF никоим образом не может, а уж тем более – просто раздать клубам. Как я говорил выше, раздача денег ни ФИФА, ни УЕФА вообще не практикуется.

На что конкретное пошли эти деньги? На обеспечение мер безопасности согласно протоколу УЕФА для международных матчей. Например, согласно этого протокола команды должны летать чартером, выкупать сразу весь этаж в гостинице и отдельный ресторан, чтобы не пересекаться с другими постояльцами. У нас это женская сборная Молдовы, которая играла в Испании и Чехии, это "Агариста", игравшая в Лиге Чемпионов. Вся делегация, а это порядка 35 человек, должна проходить тесты на ковид по несколько раз. Также летом был проведен турнир Кубок FMF с денежным призом в размере 600 000 леев, который позволил командам после столь долгой вынужденной паузы влиться в чемпионат. Вот на эти и некоторые другие меры ФИФА и выделила деньги. Перед тем как выделить средства, мы заполнили специальную форму, которая и была утверждена ФИФА.



- Почему тогда господин Волошин утверждал, что Ассоциация может получить эти деньги и потратить по своему усмотрению? Вводил в заблуждение?

- Может так, а может просто что-то недопонял и теперь искренне недоумевает, почему он не получил деньги, а может приснилось. Он еще утверждал, что я на заседание в шортах пришел, так что я ничему не удивлюсь.

- Еще один очень важный момент – это инфраструктура в регионах, которая не всегда отвечает нужным требованиям. Что Федерация может в этом плане сделать, с учетом, что она принадлежит частным или государственным структурам, а не FMF?

- Мы уже начали над этим работать, и первая задача – составление карты инфраструктуры по всей стране. Цель – понять, где и какие площадки и поля есть, включая школьные, и какого они размера. После этого мы создадим план развития этой инфраструктуры.

Но тут важно кое-что понять: FMF – это не строительная компания, она не может участвовать в постройке стадионов. Например, та же "Футзал Арена" или пляжный стадион были построены согласно разработанным проектам, средства на которые были выделены ФИФА. Поэтому просто ездить по стране и строить везде поля Федерация не имеет финансовой возможности, так как ФИФА и УЕФА строго регламентируют выделяемые нам финансы.

FMF, в свою очередь, может заниматься бесплатной передачей в пользование искусственных ковровых покрытий. УЕФА помогает нам улучшением инфраструктуры, но помощь эту оказывает не деньгами, а как раз искусственными газонами. Поэтому если находится инвестор или местные власти, которые вместе с Федерацией готовы вложиться в строительство спортивного объекта, первым делом мы изучаем вопрос целесообразности размещения стадиона в том или ином месте.
Приоритет FMF – это поля стандартного размера. К сожалению, у школ или в регионах зачастую просто нет финансовой возможности организовать поле стандартного размера, для которого мы могли бы выделить соответствующий газон. Сумма необходимых инвестиций обычно составляет от 2 до 3 миллионов леев, в зависимости от геодезии местности.
Например, если речь идет о школе, то мы сначала смотрим, сколько детей там учится и каков потенциал для использования будущего футбольного поля. Спортивная ли это школа? Есть ли там потенциал для зарождения нового клуба? Все эти моменты тщательно анализируются. Если вывод оказывается положительным, то далее надо понять, готовы ли местные власти или частный инвестор принять участие в проекте. Они берут на себя подготовку суб-базы, а FMF предоставляет ковер.

То есть, федерация дает покрытие и сопутствующие материалы, но не участвует в его укладке, не занимаемся установкой забора, освещения и так далее. Деньги во всем этом процессе не участвуют: мы как получаем напрямую от УЕФА ковер, так и напрямую его передаем дальше на объект инфраструктуры.

- То есть, если в каком-то районе сразу десять локаций будут отвечать всем требованиям, вы им всем предоставите ковры?

- В рамках имеющегося количества полей. Наши возможности ограничены, так как квоты на количество полей мы получаем в УЕФА. Могу сказать, что приоритет FMF – это поля стандартного размера. К сожалению, у школ или в регионах зачастую просто нет финансовой возможности организовать поле стандартного размера, для которого мы могли бы выделить соответствующий газон. Сумма необходимых инвестиций обычно составляет от 2 до 3 миллионов леев, в зависимости от геодезии местности. Поэтому в регионах чаще делают выбор в пользу мини-полей или размера 60х40. Но и поля стандартных размеров мы регулярно сдаем в эксплуатацию.



- Почему некоторые из таких полей теперь находятся в плачевном состоянии?

- Это хороший проект – поставить такие коробки, где могли бы играть дети по всей стране. Например, если проехаться по Турции или Италии, можно увидеть, сколько там подобных коробок стоит, на которых играют люди от мала до велика. Что же до того, в каком сегодня состоянии эти мини-поля, то Федерация предоставляет только покрытие, а уход за объектом находится в ответственности той структуры, которой он был выделен. Так что все зависит от хозяйственности бенефициара.

Например, если вы поедете на центральный стадион в Рышканах, то находящейся рядом с ним коробке сейчас около 8-10 лет. Посмотрите, в каком она состоянии! Коробка построена на территории стадиона, а у стадиона есть хозяин, который очень любит свое дело и ухаживает за стадионом.

Федерация не может везде поставить своего сторожа, ответственность лежит на собственнике поля.

- А у этих ковров есть срок службы? Может, за ними ухаживают, но они просто износились и требуется замена?

- Конечно, срок службы есть, и определяется он количеством часов, в течение которых на этом покрытии занимались спортом.

По мере эксплуатации стали проявляться недостатки ковров первых поколений, поэтому требования к суб-базе были пересмотрены. При установке нынешних покрытий верхний слой должен быть не из мулузы, а из гранитного отсева. Мулуза из-за смены климата и погодных условий со временем становится как асфальт и перестает пропускать воду, и из-за застоя воды поле приходит в негодность, а у гранитного отсева такой проблемы нет. Все эти обновленные стандарты приходят из Европы, и в соответствии с ними мы меняем условия перед получателями ковров.

- Устаревшие газоны вы заменяете?

- FMF старается подходить индивидуально и действовать объективно. Если спустя 5 лет в какой-то локации возникла необходимость замены, но, скажем, в другом районе такой коробки вообще никогда не было, то предпочтение будет отдано второму случаю. В то же время, например, в школе футбола "Волунтарь" на Рышкановке в 2016 году было сдано в эксплуатацию поле, и за два года оно пришло в негодность. Там 250 детей занимаются футболом, поэтому с 2016 по 2020 год Федерация им уже два раза поменяла ковер.

Стараемся индивидуально подходить к этому вопросу, потому что количество покрытий тоже не безгранично.

Пользуясь случаем, хочу через ваш сайт поздравить все наше футбольное сообщество с Новым годом и Рождеством и пожелать всем здоровья, благополучия и успехов в нашей общей деятельности!

Читайте также:

"В ближайшие годы спецклассы откроются и по другим видам спорта. Другие Федерации уже работают над этим по нашему примеру". Просто и доступно о проекте "Футбол в школах"

Анатолий Остап - о молдавском футболе, как коммерческом продукте: "Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов"

Источник: Moldfootball.com
Администрация сайта не несет ответственности за комментарии, оставленные посетителями. В то же время, администрация призывает читателей вести дискуссии в рамках приличия. Сообщения о политике, религии, языках, содержащие оскорбления, флуд, рекламу или написанные заглавными буквами, могут быть удалены, а доступ на сайт их авторам может быть блокирован на неограниченный срок.
Ьтлдд
10:17, 09.01.2021
Нашел таки время, прочитал сей громадный текст. В голове крутится причина, почему эффективность стратегии фмф будет низкой. Проблема в постоянном и везде совместности с местными властями. Местные власти - это частое сменямость, нищета и тупые политические приоритеты.

Эффективной одной, например, академии полностью финансируемой и контрлируемой фмф была бы больше, чем 10 совместных с местными властями.

Люди на местах угробят любые хорошие начинания. Причина одна- нет бабла, нет соотв мозги плывут.

ИТОГО: федерация работает правильно, но из за нищеты в стране эффективность работы будет мизерной. Но это уже судьба.
Ура
17:09, 08.01.2021
Мне бы хотелось чтоб это все прочитал господин Олениченко и добавил в свою программу
Я против революций. Разрушения замедлит процесс развития. А начать надо сейчас
. И главный вопрос когда это все будет
Ура
17:08, 08.01.2021
Я не против закона о спонсорстве но он не решит главное как договориться частному бизнесу в Кишиневе с властью о реконструкции школьных и университет стадионов построеных при СССР. Нужна помощь фмф. Если вообще этот законопроект примут. А стоять и ждать нет времени
Ура
17:06, 08.01.2021
Решиться вопрос с детьми которые уезжают из за слабости детского чемпионата
Ура
17:05, 08.01.2021
Я не против стадионов в каждом селе Молдовы .но надо начинать с больших городов и районов Кишинева эффект быстрее.
Проще получить , где проживает сотни тысяч детей а не сто , 6,7 и тд детскую команду которая будет конкурировать с первыми пяти .
Получив 12 каманд каждого года в первой лиге .в 18 лет вы получите 12каманд уровня дубля шериф или Зимбру . Которые смогут бороться за выход в национальный чемпионат и играть там. Это омолодит национальный чемпионат , к чему стремиться вся Европа и усилит молодёжку
Гора
14:17, 08.01.2021
Не очень понятно вот это вот, что в столице есть чем и где заниматься. И что надо стратегически ориентироваться на регионы. Мы все прекрасно всё понимаем про наши регионы и про реальное количество жителей там и что продолжится процесс концентрации населения в Кишиневе и что на самом деле НЕТ на сегодняшний день такого, что столичные дети имеют возможность беспрепятственно тренироваться. Стратегически это нелепый тезис, хорош с популистской точки зрения и чтоб привлечь голоса членов Федерации на выборах. Очевидно, что столица представлена непропорционально среди голосующих на выборах. И поэтому происходит этот странный перекос в сторону регионов.

В программу не заложено никаких шагов, которые приведут к появлению полей в микрорайонах Цент, Телецентр, Чеканы... Как будто Технический департамннт Федерации не видит сколько проживает там и сколько в тех районах, которым уделено вдруг столько внимания в Стратегии
Ура
13:40, 08.01.2021
Бесплатно отдаю нормальную Стратегию.

Надо не уроками физкультуры в школе себе голову забивать, а делать настоящий детский и юношеский футбол. Не изобретать велосипед, а перенимать опыт футбольных стран.
Футбол это игра прежде всего, а не тренировки и физподоготвка и нравственное воспитание молодёжи. Так сделайте всё чтоб были игры, чемпионаты среди детей.
Всё говорят что наши, по началу хорошие дети, потом куда-то пропадают. Почему это происходит.
До лет 10 ребенок ещё может плюс-минус ограничиваться тренировками, а дальше он должен интенсивно играть в настоящий футбол, настоящие матчи за победу.
С 10 лет дети должны каждое свое действие, обработку мяча, пас выполнять с сопротивлением.
До 10 лет он учится просто принимать мяч, а с 10 принимать с сопротивленим в игре.
И для этого нужны не тренировки, а игры. Футбол — это игра, а не тренировки и шоу с мячом. Тренировка — подготовка к игре.
Ребенок должен быть в клубе, клубов должно быть много. У нас сегодня пять-шесть команд, о которых есть смысл говорить(Шериф, Буюканы, Зимбру, Ребежа появилась, и Бельцы с Реал Сукчесом по очереди), а должно быть 16, ну пусть 12. Тогда будет мало мальски достаточно игр за год. А за этими командами должна идти следующая лига, с ещё большим количеством команд, откуда можно перетягивать игроков наверх. Для этого дети этого возраста должны иметь свободный переход. А не вот эти все попытки не пустить их или содрать конские деньги с родителей. Чтоб было столько клубов, нужны полноценные поля. Кишинев — половина футбольной страны, ему положено иметь как минимум 6 команд первой детской лиги. Ещё 4 поля в районах Кишинева, пару в Бельцах, Оргеев, Хынчешты, Тирасполь... В Тирасполе один серьезный клуб, Шериф мог бы создать ещё пару достойных каманд для первой лиги. В Кишиневе в каждом микрорайоне должна быть команда первой лиги детского чемпионата. Дети, играя в чемпионатах, имеют совсем другую мотивацию и цель. Нацеленность на победу, а не на школьную ОФП и здоровый образ жизни и моральный облик
Конкуренция среди детских клуб
Kris-2
11:41, 08.01.2021
Crystal-, ce anume din interview dat nu iti place?
4321
11:13, 08.01.2021
Да дайте ему уже корону, чё тянуть до 22. И не забудьте голосование сделать открытым:)))
Crystal-
11:08, 08.01.2021
Cu așa conducere FMF degrabă nu ca San Marino nevor bate dar și selecționata de veterani ai Burgundiei under 100
Velescu
09:43, 08.01.2021
Bravo FMF!!!
Роман
09:17, 08.01.2021
На мой взгляд, очень интересное интервью. Вопросы очень актуальные, и конкретные, профессиональные ответы на них! Конечно всем нам хочется результатов, желательно здесь и сейчас, но адекватные люди понимают, что не всё так просто! Я верю, что ФФМ движется в правильном направлении и очень прагматично расставили приоритеты в своей деятельность, может зачастую упуская сиюминутные выгоды от удовлетворения всех хотелок некоторых околофутбольных деятелей. Желаю удачи, президенту и всей команде ФФМ! Мы все с надеждой ждём красивой игры и хороших результатов!
Outsider
01:28, 08.01.2021
Ура
Конечно об остальных регионах тоже нужно позаботится, но полностью согласен с тобой в том что о Кишинёве ФМФ заботится по меньше, притом что любой сектор города сопоставим с Бельцами, по населению...А тут ещё и пригород вместе с которым у нас проживают 800 тысяч.
Ьтлдд
01:08, 08.01.2021
Охренеть какой большой текст. Кто сегодня читает такие тексты? Я пока осилил лишь заголовок)
Сталин Всея Руси
00:36, 08.01.2021
Уроки футбола, спецклассы - отличнейшая идея.
Хочется верить, что через 20 лет в каждом населённом пункте будет хотя бы по одному хорошему футбольному полю, а желательно и в каждых районах городов.
Ура
23:15, 07.01.2021
Я про все поля стандартных размеров с искусственным покрытием знаю в Кишиневе не надо мне писать про ВАЗ там ужастное покрытие
Ура
23:12, 07.01.2021
Поле стандартных размеров
Ура
23:11, 07.01.2021
"Но нас больше интересует не столица, где и так есть немало возможностей заниматься футболом. Мы огромные ожидания связываем с развитием футбола в регионах"
Особенно, речь идёт наверное о сёлах, где количество жителей 500 человек и живёт мало детей, чтоб создать хотя бы одну футбольную команду. Хотелось бы узнать, когда будут учтены интересы 400 тыс. жителей районов Рышкановка, Чеканы, Центр, Телецентр. В этих районах проживают 30% детей от всей Республики Молдовы которые могут заниматься футболом.
Вопрос, скажите пожалуйста, когда в каждом из этих четырех Райнов будет построено поле в искусственном покрытием.
В любом городе Европы, размером с Кишинев, таких полей минимум двадцать.
back to UK
22:58, 07.01.2021
Как при Чебану так и при Олейниченко, больше половины денег от фифа и уефа уходят на "содержание" федерации.
vav
20:45, 07.01.2021
Полностью согласен что надо особый акцент уделять регионам на счет спецклассов и академий. Спорт любит голодных. Там у них и времени будет больше заниматься футболом, потому что нет столько баров и прочего и желания.
A11
20:05, 07.01.2021
2021
Ты в Структуре ФМФ работаешь !
Клоунов осень много тут развелось !!
Сергей К.
18:36, 07.01.2021
Спасибо за интересное и серьёзное интервью. Побольше бы таких серьёзных материалов, а не только клоунада от Беседина.
Роп
17:45, 07.01.2021
Ребят,честное слово да хватит уже себя хвалить.
Вам самим не противно ?
Да выиграет Леня ваш выборы.
Beto.
17:32, 07.01.2021
Kto obiasnit sto s arestovanimi po dogovorneacam?Kalenkov spocoino guleaet v molle cac ne vciom ne bivalo.
Феня
17:21, 07.01.2021
До Дохи нам как до луны, помечтали и обратно к дворовому футболу. Так и живём с мечтами.
фантом
16:20, 07.01.2021
Очень познавательно.
good
15:48, 07.01.2021
Очень подробный и грамотный ответ на на все поставленные вопросы . Приятно, когда умные люди сидят на своих местах и занимаются делом.
20 21
15:41, 07.01.2021
Fapte si nu vorbe! Felicitari echipei in frunte cu Oleinicenco. Best of luck! Intr-un timp atat de scurt realizarile vorbesc de la sine! Ati dat dovada de competenta si urmeaza cu adevarat sa vedem schimbari reale! Cu pasi mici dar increzuti spre un viitor stralucit! Forza!
N.Kitskan
14:28, 07.01.2021
Good Luck to Football Federation of Moldova especially to Mr.Oleinichenko and All his Team !

Friends, the Caravan goes, let the dogs bark...(Караван идет собаки пусть лают...)
2021
14:09, 07.01.2021
Видно что другой подход в фмф стал. Ох как хочется верить что все получится, чтоб не сглазить . Начало по крайней мере хорошее.
impera
13:45, 07.01.2021
Eu cred ca trebuie rabdare. Tot ce sa inceput a face va da roade mai tirziu. E placut sa privesti cind lumea tace si face. Caci pazea Doamne, balaboli avem
Задай вопрос редакции Moldfootball.com
Другие конференции
U21 ОТБОРОЧНЫЙ ЦИКЛ ЧЕ-2025
Команды
И
В
Н
П
Мячи
О
1.
Нидерланды U-21
7
7
0
0
21-2
21
2.
Грузия U-21
6
4
1
1
6-3
13
3.
Швеция U-21
6
3
1
2
13-5
10
4.
Молдова U-21
7
2
0
5
6-15
6
5.
Сев. Македония U-21
6
2
0
4
3-7
6
6.
Гибралтар U-21
8
1
0
7
3-20
3
Бомбардиры
Охио (Нидерланды U-21)
5
В.Рэйляну (Молдова U-21)
3
Ван Боммел (Нидерланды U-21)
3
Манхоф (Нидерланды U-21)
3
Вильхельмссон (Швеция U-21)
3
Борхе (Гибралтар U-21)
2
Ренш (Нидерланды U-21)
2
Б.Мейер (Нидерланды U-21)
2
К.Тейлор (Нидерланды U-21)
2 (1)
СУПЕРЛИГА 2023/24, ФАЗА 2
Команды
И
В
Н
П
Мячи
О
1.
Петрокуб
2
1
1
0
6-1
4
2.
Зимбру
2
1
1
0
2-0
4
3.
ФК Бэлць
2
1
0
1
1-5
3
4.
Шериф
2
0
2
0
2-2
2
5.
Милсами
2
0
1
1
0-1
1
6.
Дачия Буюкань
2
0
1
1
1-3
1
Бомбардиры
Талал (Шериф)
8 (2)
Гынсарь (Милсами)
8 (3)
Солодовников (ФК Флорешть)
7
Луваннор (Шериф)
7 (1)
В.Амброс (Петрокуб)
7 (2)
Н.Клещенко (Петрокуб)
5
М.Платика (Петрокуб)
5
Молочко (ФК Бэлць)
5
Анкийе (Шериф)
5
Нягу (ФК Бэлць)
5 (1)
Силва (ФК Бэлць)
5 (2)
Ассистенты после 2-го тура
Рикардиньо (Шериф)
7
Бивол (Дачия Буюкань)
6
Нягу (ФК Бэлць)
6
Дану (ФК Бэлць)
5
Мбекели (Шериф)
5
Ревенко (Петрокуб)
5
Т.Лунгу (Петрокуб)
4
В.Амброс (Петрокуб)
4
С.Платика(Петрокуб)
3
Котогой (Петрокуб)
3
Жоао Паоло (Шериф)
3
Камара (Милсами)
3
А.Макрицкий (Зимбру)
3
Рэйляну (Зимбру)
3
Молочко (ФК Бэлць)
3